Часто родители спрашивают, как научить ребенка чувствовать время, не бояться изменений в жизни и осваивать их без страха и истерик. Зачем и как объяснять ребенку неизбежность переходов из одного времени в другое? Как поладить эмоционально с переходом в иные интересы, мечтания, взаимодействия с миром?
За ответами на эти вопросы обратимся главным зимним праздникам — Новому году и Рождеству, рассмотрим статистику, отношению ко времени в разных культурах и детскому сказочному миру.
«Год кончается — зима начинается» — переход из одного времени в другое…
Как видит ребенок природу зимой? Земля покрывается снегом. Дни короткие, а ночи длинные и морозные, реки и озера леденеют. Все замирает. Смолкают птичьи разговоры в лесах, деревья выглядят омертвевшими и безжизненными. Однако это далеко не так. Многие растения и животные переходят в состояние покоя, отдыхают и накапливают энергию, часть животных активна в поисках пропитания. Для природы зимнее время — это трудный период приспособления к неблагоприятным условиям, время борьбы и подготовки к новому росту.
Человек — часть природы и зависит от нее. Что формирует время года в человеке, особенно такое суровое как зима? Ответ однозначный: тот, кто сегодня живет в климате, где все четыре сезона сменяют друг друга, более социально подвижен, эмоционально развит, обладает наиболее гибкой психикой к смене одного времени на другое. В исследованиях ООН и ЮНЕСКО, посвященных благополучию и счастью, Дания неизменно занимает одно из первых мест в мире, а чаще — 1-е место, несмотря на суровый малосолнечный климат. И дело не только в социальной политике. Институт исследования счастья Дании раскрывает один маленький нюанс: каждый датчанин легко расскажет вам, что его «хюгге» (счастье) отличается зимой, весной, летом и осенью, и это разное «хюгге».
Без детского навыка чувства времени во взрослом, реальном мире жить и принимать его изменения намного сложнее. И чем раньше ребенок увидит в семье, как начинаются изменения в жизни человека, насколько они скоротечны и укладываются в определенные временные параметры, тем легче будет ему взрослеть. В размышления на эти вопросы и погружают детей времена года и связанные с ними любимые праздники.
Новый Год и Рождество как осмысление быстротечности и переходов времени
Что мы чувствуем каждый Новый год среди ярких огней, хвойного аромата и блистающих елочных игрушек? Несомненно — это радость нового лучшего времени впереди. Но время и очень конкретно — в часах, минутах и секундах. Бой курантов 12 раз — все те же каждый год, а мы другие — становимся старше и воспринимаем порой это болезненно. Дважды в одну реку нельзя войти. С одной стороны, именно зимние праздники учат человека, что время скоротечно. С другой стороны, с помощью тех же праздников и их символов человек эмоционально ладит с переходом в другое время.
Новый год и Рождество — отношение ко времени в разных культурах
Есть особенности культур перехода из одного времени в другое. Они должны быть известны и понятны ребенку. Это базовые культуры перехода:
- Религиозные истоки. Они присущи каждому и наследуются посредством воспитания, образа жизни. Эта культура может осознаваться или не осознаваться человеком.
- Человек — часть природы, и культура перехода содержится в нем через образы самой природы.
Современные дети, в отличие от предыдущих поколений, понимают эти культуры более глубоко, чем родители. Сегодня в рамках школьной программы им дают знания концепций мировых религий. Важно это учитывать, беседовать с детьми и отделять религиозные праздники от светских. Их объединять нежелательно.
Если не развести понимание светской и религиозный концепций обновления, ребенку будет сложно ориентироваться, чем обновление природы отличается от духовного обновления человека. Это два совершенно разных торжества, и в одном предложении — поздравлении их не объединяют. Заметьте, что обычно с Новым годом поздравляют, а счастливого Рождества желают: «Поздравляю с Новым годом!», но «Светлого Рождества!». А елка при этом одна.
Как осваивать и закреплять с детьми чувство перехода времени
Для этого можно делать всего 2 простые вещи — читайте книги о зиме, Новом годе, Рождестве в разных культурах и смотрите различные фильмы на данную тематику вместе с детьми. И не забывайте обсуждать с детьми увиденное и прочитанное!
Книги о зиме, Новом годе, Рождестве в разных культурах:
- «Мороз Иванович», В. Одоевский, Россия.
- «Правдивая история Деда Мороза», А. Жвалевский и Е. Пастернак, Россия.
- «Рождественская звезда», Б. Пастернак, Россия.
- «Каждый год Новый год», Эва Тарлет, Франция.
- «Маленький ослик Марии» Гунхильда Сехлин, Швеция.
- «Рождество в домике у Петсона», С. Нурдквист, Швеция.
- «Снеговик», «История года», «Девочка со спичками», Г.Х. Андерсен, Дания.
- «Полярный экспресс», К.В.Оллсбург, Америка.
- «Маленькие женщины», Л. Элкотт, книга для девочек, Америка.
- «Как Гринч Рождество украл», Доктор Сьюз, Америка.
- «Планета новогодних елок», «Путешествие «Голубой стрелы», Дж. Родари, Италия.
- «Медвежонок Паддингтон и Рождество», Майкл Бонд, Англия.
- «Первый снег», Дональд Биссет, Англия.
- «Волшебный напиток», Михаэль Энде, Германия.
- «Госпожа Метелица», Братья Гримм, Германия.
- «Снегурка», Ангел Каралийчев, Болгария.