На улице — октябрь, а значит в школах активно готовятся к встрече замечательного праздника — День учителя!
Традиционно начало октября отмечено этим знаменательным событием. А мы вместе с тем привыкли вспоминать любимых учителей, истории, связанные с нашими школьными буднями. Но мы все знаем, что как и в любой другой семье, в школьной тоже случаются конфликты.
В нашей сегодняшней статье мы бы хотели поговорить о таком школьном явлении, как конфликт между учителем и родителем.
Как мы знаем, общение педагога с родителями – это тонкий лед и по нему нужно идти очень осторожно. Так, с одной стороны, у педагога должен быть авторитет перед детьми, должна быть своя твердая линия. Отстаивать ее, в том числе в разговоре с родителями – необходимо. А с другой стороны, с педагог должен выстраивать долгосрочные отношения с родителями, и желательно, чтобы они были гармоничными.
К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается.
Казалось бы, родителям и учителям делить нечего: и та, и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка. Однако между учителями и родителями обучающихся может возникнуть недопонимание, которое иногда приводит к конфликтам. Поводы для конфликтов могут быть разные. Чаще всего они отражают отношение учителя к определенному ребенку, а родители могут иметь свое собственное, отличное от других мнение по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе. В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.
Нет универсальных слов, которые разрешали бы все споры между педагогами и родителями. Но есть принципы поведения, которые помогут избежать «войны».
Если у родителей возникли претензии к педагогу, важно изначально проверить, обоснованы ли они. Действительно ли учитель превышает полномочия, срываясь на детях, или дети решили устроить педагогу холодную войну? Важно обсудить вопрос с другими родителями и другими учителями. Если ситуация действительно подтвердится — не бойтесь отстаивать право на участие в педсовете и разговоре с учителем напрямую. Вы всегда успеете написать жалобу, а вот изменить ситуацию — нет. Иногда родители полагают, что крик на детей или суровые наказания — показатель эффективного и строгого учителя. Взвесьте все наблюдения, проанализируйте возможные изменения. Если школа не готова предпринимать меры — увы, придётся решать ситуацию самостоятельно: менять класс или школу. Помните, что мотивация и интерес к жизни напрямую зависят от авторитетов.
Компромиссное решение – это самое гармоничное разрешение конфликта, то есть умение договориться друг с другом.
Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить. Важная роль в решении конфликтных ситуаций между учителем и родителями принадлежит классному руководителю. Возникнет ли конфликт или же общение будет развиваться конструктивно – во многом зависит от стратегии классного руководителя.
Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как «палочку-выручалочку», о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией.
Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.
- Помните, что родители — это не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.
- Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.
- Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.
- Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.
- Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.
- Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»
- Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.