Смешанное обучение: советы родителям
Вне карантина всем больше всего хочется встречаться, общаться, обмениваться энергией. Уроки тоже хочется проводить в классе. Но дистанционное обучение в школе никуда не уходит – оно стало неотъемлемой частью образовательного процесса. В новой реальности не все дети могут ходить на уроки: некоторые школы вновь отправляют на карантин, в других переходят на онлайн-обучение на несколько дней в неделю. Один из эффективных способов подготовиться к полноценному дистанционному обучению – смешанное обучение в школе, из которого можно плавно перейти на учебу в полностью удалённом формате.
Какие практики смешанного обучения могут быть реализованы в школе:
- «Автономные группы». Такая система предполагает, что ученики в классе сильно различаются по индивидуальным особенностям и уровню владения компьютерными технологиями. Поэтому продвинутые пользователи и любители работать самостоятельно учатся преимущественно на онлайн-платформах. Другие ребята, наоборот, в основном работают с учителем, а цифровые технологии используют в качестве дополнительных ресурсов. Родителям такую модель удобно использовать, если у них дети разного возраста: с младшими школьникам — больше заниматься самим, а старших — поощрять учиться онлайн.
- «Перевёрнутый класс». Эта модель, наоборот, предполагает большую однородность класса в отношении психологических особенностей и уровня компьютерной грамотности. В такой системе онлайн-обучение чередуется с классическим, когда класс работает как одна группа. Цифровые платформы применяются вне школы, то есть основная нагрузка при их использовании ложится на родителей. Для них использовать эту модель удобнее, если в семье один ребёнок или дети примерно равного возраста. В этом случае родитель должен по большей части самостоятельно развивать у детей компьютерные навыки.
- «Личный выбор». Такая практика ориентирована на старших школьников и позволяет построить индивидуальный учебный план. Причём ответственность за его освоение лежит в основном на самом ученике. В связи с этим и учителям, и родителям следует пристально следить за успехами ребёнка и при этом не пытаться вводить такую модель в младшей школе и даже 5–7 классах, так как в этом возрасте мотивация для самостоятельного освоения предмета зачастую ещё недостаточно развита.
Советы родителям
- Развивайте компьютерную грамотность. Это очень важно, чтобы школьника не пугало обучение с помощью цифровых технологий. Желательно начинать формирование этого навыка ещё с младшей школы, постепенно объясняя всё более тонкие нюансы работы с компьютером.
- Научитесь пользоваться платформой для обучения. Попросите учителя объяснить всем родителям на общем собрании основы использования технологий. Так вы сможете помочь ребёнку при возникновении технических трудностей или любых других проблем.
- Демонстрируйте положительный пример. Если ваши дети будут видеть, что вы сами не слишком заинтересованы в обучении и саморазвитии, а, приходя домой, только смотрите телевизор, это вряд ли поможет сформировать у них желание учиться самостоятельно. Поэтому очень важно своим собственным примером показывать, что самообучение имеет большое значение и что оно является залогом профессионального и личностного успеха. Тоже запишитесь на какие-нибудь онлайн-курсы. Сегодня во всемирной паутине много таких возможностей и для взрослых. Читайте книги, чтобы ребёнок видел, что вы тоже учитесь. Посещайте с ним музеи и выставки, это в свою очередь поможет опосредованно сформировать интерес к учебе.
- Не заставляйте учиться постоянно. Доступ к платформе 24/7 не означает, что школьник должен теперь заниматься только учёбой. Напоминайте ему отдыхать и делать перерывы, если он забывает. Чрезмерные нагрузки могут отбить желание учиться и привести к проблемам со здоровьем.
- Проводите с ребёнком больше времени. Некоторым детям трудно даётся смешанное обучение, потому что они меньше взаимодействуют с учителем и своими одноклассниками. Поэтому, чтобы компенсировать этот момент, больше общайтесь со своим ребёнком: чаще выбирайтесь куда-то на выходные, ездите на дачу, играйте в настольные игры. Так ему будет намного легче учиться и он не станет скучать.
Об организации смешанного обучения в нашей гимназии Вы сможете прочитать здесь